/    Статьи
     /    Признаки забитого катализатора
Отправить заявку

Признаки забитого катализатора

Каталитический нейтрализатор автомобилисты часто называют просто катализатором. Это устройство, которое очищает выхлопные газы, делая их не такими токсичными и более безопасными для окружающей среды. Оно представляет собой металлический корпус, в котором находится множество керамических ячеек с активным покрытием. Эти компоненты вступают в реакцию с выхлопным газом и очищают его химическим путем. Ячеистая структура задерживает частички сажи.

Уже через 150-200 тысяч километров пробега могут появиться первые признаки того, что катализатор забился. Они очень похожи на симптомы неисправности двигателя или других систем авто. В любом случае нужно как можно скорее выявить и устранить проблему – ездить с засоренным нейтрализатором нельзя.

Признаки засорения катализатора

В первую очередь водителя должно насторожить снижение мощности двигателя. Может ухудшиться динамика разгона, уменьшиться максимальная скорость. Это происходит из-за того, что при забитом катализаторе газы не могут нормально выходить, выхлоп частично возвращается в камеру сгорания и затрудняет реакцию.

О том, что нужно обратить внимание на каталитический нейтрализатор, говорят и такие факторы:

  • трудности при холодном и горячем старте мотора;
  • ощутимый запах сероводорода из выхлопной трубы;
  • произвольное снижение или увеличение оборотов двигателя;
  • на приборной панели горит лампочка «Check Engine».

Возможен даже вариант, что машина попросту не заведется, и нужно будет вызывать эвакуатор.

Не стоит игнорировать сигнал «Check Engine». Дело в том, что до катализатора и после него стоят датчики, которые замеряют уровень кислорода в выхлопных газах. Если эффективность работы устройства снижается, то разница между их показаниями все меньше и меньше. Когда эти показатели станут одинаковыми, компьютер решит, что устройство сломалось, и транспортное средство нужно срочно ремонтировать. В некоторых авто на такой случай предусмотрена блокировка двигателя.

Почему каталитический нейтрализатор засоряется

Как уже говорилось, катализатор состоит из множества маленьких ячеек, которые фильтруют выхлопные газы от сажи и копоти, а также с помощью химической реакции превращают опасный СО в менее токсичный углекислый газ. Эту структуру можно повредить, например, при сильном ударе. Кроме этого, она может постепенно нарушаться во время сильной тряски или вибрации на плохих дорогах.

Другая причина – естественный износ детали при активном использовании авто. Однако есть и несколько факторов, которые ускоряют этот процесс, и замена катализатора понадобится и при сравнительно небольшом пробеге. К причинам ускоренного засорения нейтрализатора относится:

  • Постоянное использование топлива сомнительного качества. Такой бензин или дизтопливо полностью не сгорают в камере, догорая уже внутри нейтрализатора. Из-за сильного перегрева устройство может разрушаться или деформироваться. Кроме того, очень быстро засорять катализатор могут продукты сгорания дешевого этилированного бензина. В нем содержится тетраэтилсвинец, что еще и небезопасно для здоровья.
  • Проблемы с подачей масла. Если колпачки клапанов или поршневые кольца уже ощутимо износились, остатки масла могут попадать и в выхлопные газы. Из-за этого образуется пленка, которая закупоривает мелкие поры и существенно снижает ресурс нейтрализатора.
  • Неполадки с системой зажигания. В таких случаях горючая смесь не сгорает в цилиндре, а частично попадает в выхлопную трубу, оседая на стенках устройства. Фильтр быстро забивается смесью топлива, масла и сажи.

Как только появились первые признаки неисправности, нужно сразу же проверить, все ли в порядке с каталитическим нейтрализатором. Устранить проблему еще на начальной стадии куда проще, чем потом ремонтировать не только выхлопную систему, но и двигатель. Ведь забитый катализатор скажется не только на общей мощности машины, но и на состоянии ее силового агрегата.

Как проверить катализатор

Наиболее точные способы проверить состояние узла – компьютерная диагностика в автоцентре или же демонтаж устройства. Снять катализатор и посмотреть, все ли с ним в порядке, – сложный и трудоемкий процесс. Из-за высокой температуры болты и гайки могут прикипеть, и раскрутить их будет практически невозможно.

Если все же удалось снять деталь, нужно посветить фонариком в одно из отверстий. С другой стороны свет не виден – это явный признак того, что ячейки сильно забиты и не пропускают ни луч от фонарика, ни выхлопные газы. Если же из снятого катализатора высыпается мелкая пыль, он уже разрушен, и устройство нужно менять немедленно.

Есть и менее трудоемкие способы самостоятельно проверить состояние катализатора:

  • Наденьте на руку перчатку и попытайтесь зажать выхлопную трубу, когда мотор работает на холостых оборотах. Если все исправно, этого сделать не получится – толчки будут слишком сильными.
  • Измерьте манометром давление в выпускном коллекторе. Для этого нужно подсоединить устройство вместо лямбда-зонда, который стоит перед входом, в нейтрализатор. При частоте оборотов в 2,5 тысячи давление не должно быть больше 0,3 кгс/кв.см. Превышение этого значения – признак засорения.
  • Используйте мотор-тестер. Это специальное устройство, которое устанавливается на место одной из свечей. Данные с его датчика давления выводятся на экран, и по ним можно судить о состоянии системы. На высоких оборотах показания не должны быть больше 2 кгс/кв.см.

Последний тест по точности не уступает демонтажу и физической проверке катализатора, потому его рекомендуется использовать в тех случаях, когда снять устройство затруднительно.

Можно ли ездить с неисправным катализатором?

Использовать транспортное средство, если его каталитический нейтрализатор забился, не стоит. Это чревато серьезными последствиями для двигателя и других автомобильных систем. При неисправном катализаторе:

  • повышается содержание токсичных веществ в выхлопе, которые могут попадать и в салон;
  • ощутимо падает мощность двигателя, ухудшаются ходовые качества машины;
  • повышается расход топлива, а значит, и затраты на его покупку;
  • авто сильно «задыхается» и начинает часто глохнуть, а в какой-то момент и вовсе перестанет заводиться.

Особенно опасно ездить, если внутренности нейтрализатора повреждены механически. Мелкие твердые частицы попадают с обратной тягой внутрь цилиндров двигателя между его стенками и поршнями. Происходит повреждение зеркала, и мотору очень скоро потребуется серьезный и дорогостоящий ремонт со шлифовкой цилиндров и их хонингованием. Поэтому куда дешевле вовремя проверить авто и устранить неисправность.

Способы решения проблемы неисправного катализатора

Как видите, ездить с забитым катализатором не просто неудобно, но и опасно. Поэтому лучше как можно скорее принять меры. Что можно сделать в таком случае:

  • Замена катализатора. Это самый простой способ решить проблему, но и самый дорогой. Новое устройство обойдется владельцу авто в немалую сумму плюс его установка в автомастерской. Расценки сильно зависят от марки авто и региона.
  • Промывка нейтрализатора. Есть множество специальных средств, которые позволяют механически удалить сажу и копоть из устройства. Однако это эффективно только в том случае, если нет механических повреждений, и степень засорения еще достаточно мала. Такая мера только отложит необходимость замены детали на какое-то время, но полностью предотвратить ее не сможет.
  • Удаление катализатора. Это наиболее радикальный метод. Каталитический нейтрализатор полностью срезается, вместо него ставится пламегаситель. Бортовой компьютер при этом можно обмануть несколькими способами – перепрошивкой системы, установкой зондов-обманок и т.д. Но в этом случае в выхлопных газах будет максимальное количество токсичных соединений.

Кроме этого, существуют спортивные катализаторы. В них количество ячеек гораздо меньше по сравнению со стандартным вариантом. Из-за этого пропускная способность детали значительно увеличивается. Установив такое устройство, можно получить прирост мощности авто и надолго забыть о проблеме забитого катализатора. Перепрошивка при этом не нужна – выхлоп будет соответствовать нормам Евро-4 и Евро-5.

Заключение

Забитый каталитический нейтрализатор – серьезная проблема, которую лучше всего выявить еще на ранней стадии. Иначе это не только скажется на работе авто, но и может привести к необходимости серьезного ремонта двигателя. Поэтому лучше не игнорировать первые признаки неисправности, а принять меры как можно быстрее.

Способов устранить проблему несколько. Наиболее радикальный – удаление катализатора. Но в этом случае придется вмешиваться в программную и механическую часть автомобиля. Поэтому лучше позаботиться о продлении ресурса нейтрализатора. Для этого нужно использовать качественное топливо, периодически промывать устройство и своевременно обслуживать двигатель.

Другие новости

  • 16 Февраля 2021 18:43

    Что влияет на цену приема катализаторов

    Вторичное сырье – это не только металлический лом, отработанная бумага, стеклянная тара, но и автомобильные катализаторы. Они являются одним из самых востребованных видов сырья, которое принимают для вторичной переработки.

  • 16 Февраля 2021 18:41

    Содержание драгоценных металлов в катализаторах и заработок на этом

    В автомобиле есть много ценных составляющих и компонентов, начиная от двигателя, коробки передач, кондиционера и заканчивая выхлопной системой, подвеской и кузовом. При этом один-единственный элемент, весящий всего пару килограмм – катализатор – имеет такое содержание драгоценных металлов, что ему бы «позавидовал» любой другой элемент транспортного средства.

  • 05 Ноября 2020 22:22

    Признаки забитого катализатора

    Каталитический нейтрализатор автомобилисты часто называют просто катализатором. Это устройство, которое очищает выхлопные газы, делая их не такими токсичными и более безопасными для окружающей среды. Оно представляет собой металлический корпус, в котором находится множество керамических ячеек с активным покрытием. Эти компоненты вступают в реакцию с выхлопным газом и очищают его химическим путем. Ячеистая структура задерживает частички сажи.

  • 18 Августа 2020 22:00

    Электроника и оргтехника: утилизируем правильно

    Со временем любая техника выходит из строя. Но не стоит сразу выбрасывать в мусорный бак технику после того, как она перестала работать. Системный блок, монитор, принтер, а также мышки и другие устройства можно сдать на повторную переработку. Если их правильно утилизировать, то около 94% таких отходов вернутся к нам в виде новых моделей техники и гаджетов. И только 6% содержащихся в них компонентов нельзя будет использовать повторно – они отправляются на заводы по переработке твердых отходов. Все это позволяет минимизировать вред окружающей среде.

Оставить заявку

Наши пункты приема

загрузка карты...