. Автомобильный катализатор, признаки и причины поломок, замена на новый, универсальный и пламегаситель
     /   
     /   
     /    Что такое катализатор автомобиля

Что такое катализатор автомобиля

Каталитический нейтрализатор, или катализатор — деталь выхлопной системы, снижающая в отработанных выхлопных газах содержание следующих опасных для экологии веществ: окиси углерода — CО, углеводородов — CH, оксидов азота — NO, NO2. Эти ядовитые вещества стали бы компонентами смога, но благородные металлы, содержащиеся в нейтрализаторе, вступают в реакцию с этими веществами, доводя их нормы, до предусмотренной экологическими требованиями.

В корпусе нейтрализатора находится сотовая конструкция (керамическая или металлическая) с нанесенным на нее тонким слоем платиноиридиевого сплава. Конструкция сот используется для увеличения площади контактирования выхлопных газов с поверхностью, на которую нанесен каталитический платиноиридиевый слой. В результате реакции окисления CO и CH в атмосферу попадают безвредные двуокись углерода — CO2 и азот — N2.

Классификация

Каталитические нейтрализаторы подразделяются в зависимости от их назначения, выделяясь в 4 типа:

  • односторонние;
  • двусторонние;
  • для дизельных двигателей;
  • для двигателей, работающих на бедных смесях.

Двусторонние

Одновременно обеспечивают два процесса: окисление опасного угарного газа в безопасный углекислый, а также окисление несгоревших углеводородов, содержащихся в несгоревшем или частично сгоревшем топливе, в углекислый газ и воду.

Двусторонние нейтрализаторы используют на дизельных двигателях для снижения в составе выхлопных газов содержания углеводородов и угарного газа.

Трехсторонние

Наряду с процессами нейтрализации вредных веществ, которые обеспечивает двусторонний катализатор, трехсторонние модели еще преобразуют окись азота в азот и кислород.

Для дизельных двигателей

Дизельный нейтрализатор преобразует угарный газ в углекислый и углеводороды – в воду и углекислый газ, нейтрализует запах сгоревшего дизельного топлива, снижает выброс сажи, но не влияет на количество оксидов азота.

Для двигателей на бедных смесях

Работают по принципу дизельных, получили самое широкое распространение по всему миру.

Признаки и причины поломок

Катализатор может выйти из строя по следующим причинам:

  • значительный пробег авто (срок службы нейтрализатора не превышает 120 тыс. км пробега);
  • использование некачественного или этилированного топлива, сомнительных жидкостей для промывки различных систем автомобиля;
  • частая и продолжительная работа двигателя на холостом ходу;
  • механическая нагрузка на плохих дорогах.

На поломку каталитического нейтрализатора могут указывать следующие признаки:

  • снижение мощности и динамики разгона машины при росте потребления топлива;
  • посторонние звуки из района выхлопной трубы.

Падение или отсутствие тяги объясняется засорением сот катализатора, что затрудняет беспрепятственный выход выхлопных газов. Убедиться в отсутствии выхода выхлопных газов можно, поднеся ладонь к отверстию выхлопной трубы при заведенном моторе.

Что делать, если катализатор автомобиля сломался

Как видно из предыдущего раздела, поломка этого важного элемента выхлопной системы приводит к выходу из строя всего автомобиля. Поэтому ответ однозначный: при поломке каталитического нейтрализатора его надо менять.

Заменить отработанный автомобильный нейтрализатор на условиях гарантии практически невозможно – владельцу авто всегда можно предъявить претензии по поводу использования некачественного бензина, что является наиболее частой причиной поломки этой детали выхлопной системы.

Дилером предлагается замена каталитического нейтрализатора за счет владельца, причем имеется в виду вся приемная труба выхлопной системы, а не ее составная часть — маленькая деталь с сотами. Стоит оригинальная приемная труба от 35 до 150 тыс. руб., что объясняется сложностью конструкции, содержанием драгоценных металлов, условиями таможенного оформления. 

В связи с этим специализированные автосервисы кроме замены нейтрализатора на новый оригинальный предлагают альтернативные решения по его замене.

Замена автомобильного катализатора

Возможны следующие варианты замены каталитического нейтрализатора на:

  • новый, оригинальный;
  • универсальный;
  • пламегаситель.

Каждый из способов имеет свои плюсы и минусы, которые следует учитывать при выборе.

Замена на новый, оригинальный

Это самый дорогой вариант: к стоимости детали от 30 до 120 тыс. руб. добавится оплата услуг по замене — от 2 до 5 тыс. руб. в зависимости от места установки. Эта дорогая замена далеко не всегда оправдана, поскольку велик риск заправки некачественным бензином, проезд по плохой дороге, которые быстро выведут дорогостоящую деталь из строя, а как обстоит дело с гарантией на эту деталь — смотрите выше.

Для тех, кому доступны такие регулярные затраты, кто предпочитает штатные комплектующие или заботится об экологии, доступны и плюсы такой замены:

  • установка оригинальной детали;
  • низкий уровень токсичности выхлопных газов.

Но количество минусов перевешивает:

  • высокая стоимость;
  • низкая надежность;
  • непродолжительный срок службы;
  • отсутствие гарантии.

Замена на универсальный

Универсальный каталитический нейтрализатор — это сама бочка катализатора, которая вваривается в штатную деталь. В процессе заменяется не вся приемная труба, а только вышедшая из строя часть выхлопной системы. В зависимости от размеров и характеристики катализаторного блока этот вариант более дешевый — от 10 до 16 тыс. руб. (стоимость универсального каталитического нейтрализатора — от 5 тыс. руб., работа — от 2 тыс. руб.)

Снижение стоимости — за счет частичной замены детали приемной трубы и использования более дешевого металла для покрытия сот (в частности — золота), что лишь незначительно снижает эффективность преобразования токсичных веществ в безвредные.

Плюсы этого варианта:

  • доступная цена;
  • достаточно низкий уровень токсичности выхлопных газов;
  • не требуется перепрошивка электронного блока автомобиля или установка эмулятора катализатора («обманки» лямбда-зонда).

Минусы:

  • установка неоригинальной детали;
  • низкая надежность;
  • непродолжительный срок службы;
  • отсутствие гарантии.

Замена катализатора на пламегаситель

При этом варианте катализатор убирается из системы. Вместо него устанавливается пламегаситель — предварительный глушитель, или резонатор. Это устройство не снижает токсичность выхлопа автомобиля, а только выравнивает поток выхлопных газов, гася посторонние звуки, которые появляются при отсутствии катализатора.

Процесс замены включает:

  • демонтаж катализатора;
  • разрезание его корпуса;
  • удаление сотовой конструкции;
  • сбор пламегасителя на базе старого корпуса.

Пламегаситель и выполняет функции резонатора, выдерживая высокие температуры.

Стоимость работы по замене катализатора на пламегаситель — от 4500 руб., в зависимости от места его установки. Но если нормы токсичности автомобиля — Евро 4 и более, то после замены нейтролизатора на пламегаситель, лямбда-зонд начинает реагировать, выдавая ошибку. Чтобы его «успокоить», требуется перепрошивка электронного блока или установка металлической или электронной обманки лямбда-зонда, что обойдется в 4500 руб.

Плюсы этого варианта следующие:

  • выдача гарантии на пламегаситель, который имеет высокую надежность и продолжительный срок службы благодаря простоте конструкции и отсутствию хрупкого наполнителя;
  • низкая стоимость;
  • высокая надежность;
  • длительный срок службы;
  • повышение мощности двигателя.

Минусы:

  • установка неоригинальной детали;
  • повышение уровня токсичности выхлопных газов, но в пределах норм, установленных в России;
  • необходимость препрошивки ЭБА или установки обманки лямбда-зонда в автомобилях с нормами токсичности Евро 4 и выше.

Можно ли ездить без автомобильного катализатора

Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать, какие функции выполняет каталитический нейтрализатор и как он взаимодействует с другими комплектующими и системами автомобиля.

В нейтрализаторе кроме тепла образуется дополнительный объем газа, который расширился от нагрева, в том числе — от догорания углеводородов. Исправный катализатор таким образом обеспечивает противодавление, но его величина недостаточно значима. На повышение противодавления в большей степени влияют лабиринты глушителя и резонатора. Конструкция сот катализатора используется не только для повышения площади соприкосновения выхлопного потока с нейтрализующим слоем, но и для снижения сопротивления потоку газов от катализатора. Площадь всех отверстий сот в полтора раза превышает площадь подводящих или отводящих труб глушителя и резонатора. Замена катализатора должна производиться таким образом, чтобы он был прозрачным для ударной волны. Именно с этой целью оригинальные нейтрализаторы выполняются в виде сот с очень тонкими перемычками.

При отсутствии катализатора выхлопные газы будут образовывать «затык» в бочке, где он был расположен.

Кроме того, кислородный датчик лямбда-зонда, установленный возле катализатора после его удаления начнет автоматически уменьшать температуру внутри камеры сгорания, повышая расход топлива и снижая мощность мотора, то есть блок управления работает в аварийном режиме.

Так что вопрос стоит не в том, можно ли ездить без автомобильного катализатора, а в том, каким образом его удалять и какой вариант выбрать для замены, чтобы не снизить мощность мотора и предотвратить резонансные явления.

В пользу езды с каталитическим нейтрализатором говорят следующие аргументы: ужесточение требований экологического стандарта в России и особенно — за рубежом, что важно для тех, кто часто выезжает за пределы страны, а также то, что большинство современных автопроизводителей не предлагают выпускные системы без катализатора (кроме спортивных моделей).